Популярные направления фудтех: российский vs мировой рынок
Сегодня отрасль фудтех охватывает все компании, где современные технологии органично встраиваются в производство, приготовление и доставку еды. Существуют такие наукоемкие отрасли фудтех, как разработка натуральных заменителей мяса, создание роботов-поваров и дронов для доставки пиццы. За этими технологиями — будущее, хотя они и не являются самыми развитыми направлениями фудтех. Сегодня наиболее популярные сегменты здесь — это доставка еды из ресторанов и доставка еды по подписке.
Доставка из ресторанов
Лидерами российского рынка в сфере онлайн доставки являются компании Delivery Club, "Яндекс.Еда", ZakaZaka, за рубежом известны такие игроки как Zomato, Food Panda, Deliveroo. Эти сервисы предоставляют клиентам большой выбор ресторанов с разнообразным меню, удобные фильтры и поиск. Создатели приложений делают все возможное, чтобы клиенты быстро сделали заказ. И это работает!
Голодный человек не будет долго ждать, он просто сделает заказ.
С точки зрения самого ресторана, доставка еды — процесс, который поддается полной автоматизации. В классическом заведении, которое запускает направление доставки, удобно пользоваться системой автоматизации, такой как Tillypad. Если раньше оператору кол-центра приходилось записывать заказ и вручную заносить его в базу, то теперь при повторном звонке гостя карточка заполняется автоматически. Программа для автоматизации доставки позволяет не только принять заказ, но и проконтролировать, чтобы он прибыл вовремя и в надлежащем качестве. Чтобы обеспечить безупречный уровень обслуживания клиентов, каждый заказ разбивается на несколько этапов. Менеджер ресторана всегда может отследить их статус, очередность, временные лимиты.
Что касается сетевых ресторанов с несколькими точками производства, то процесс доставки там происходит немного сложнее. Как правило, у таких сетей существует единый номер для онлайн-заказов. Все звонки поступают туда, а кол-центры могут одновременно работать с разными городами и ресторанами, распределяя заказы в соответствии с нагрузкой, стоп-листами и т.д.Конечно, при запуске собственной доставки могут возникнуть трудности. Одна из них — скорость, ведь этот показатель сильнее всего влияет на рейтинг ресторана. Как правило, голодные клиенты готовы ждать заказа не более 30-40 минут. Поэтому заведениям приходится содержать либо собственную курьерскую службу, либо пользоваться услугами сторонних подрядчиков. Например, агрегатор Delivery Club имеет свой штат курьеров и предлагает их услуги ресторанам и кафе. В случае, если ресторан работает со своими курьерами, их работу можно контролировать с помощью приложений, например Tillypad Courier.
Доставка продуктов из магазинов
Популярными становятся также сегменты доставки продуктов из магазинов и наборы с рецептами по подписке. Сейчас можно не выходя из дома получить свежие продукты из "Азбуки Вкуса", "Утконоса" и продуктовых сетей с собственным онлайн-направлением — "Перекресток", "Окей" и т.д. Существуют и специализированные сервисы: например, Edoque доставляет коробки с экзотическими фруктами.
Если говорить о доставке наборов продуктов, то для покупателей этот формат очень выгоден. За счет того, что ингредиенты рассчитаны очень точно, а поставки осуществляются напрямую от производителей, итоговая стоимость набора может быть до 30% ниже, чем в обычном магазине. А еще такие сервисы позволяют экономить очень ценный ресурс — время, поэтому многие уже успели оценить их достоинство. За рубежом основные игроки сегмента — это Blue Apron в США и Hello Fresh в Европе, в России лидируют "Партия Еды", "Шефмаркет", "Дома вкуснее".
Мировой рынок фудтех: в чем отличие?
Согласно исследованию Rocket Internet, объем мирового рынка фудтех-сервисов, а именно — заказа еды онлайн, составляет $324 млрд. В России же доля фудтех, по данным Target Global, составляет всего $1,4 млрд.
Такой дисбаланс в первую очередь обусловлен различиями инвестиционной среды, ведь объемы инвестирования западных стартапов в десятки раз выше отечественных. Например, один из лидеров фудтех-рынка США сервис Delivery Hero по итогам IPO был оценен в $5,1 млрд и сумел привлечь $530 млн инвестиций. Онлайн-платформа для заказа готовых блюд из ресторанов Deliveroo с начала существования в 2013 году привлекла инвестиции в размере $474,6 млн и сегодня оценивается в $2 млрд.
Одна из крупнейших компаний-инвесторов в области фудтех — Amazon. Компания вложилась во многие проекты, в том числе стартап по производству умных кухонных весов The Orange Chef, умную кормушку для домашних питомцев Petnet и американскую сеть супермаркетов с органическими продуктами Whole Foods. Также стартапы в этой сфере поддерживает Tyson Foods Inc., один из крупнейших в мире производителей мясных продуктов. Недавно компания объявила о создании венчурного фонда размером 150 млн. долларов США для поддержки новых проектов в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.
За рубежом фудтех-сервисы развиваются весьма стремительно благодаря высокому спросу и большому клиентскому опыту. Так, идея для создания сервиса Deliveroo пришла Уиллу Шу, когда он работал обычным банковским брокером. Скудный выбор вариантов для обеда подтолкнул его к созданию и развитию своего стартапа с революционной идеей, которая "выстрелила" на ура.
К сожалению, российские потребители слабо доверяют подобным технологическим новинкам и пока не готовы полностью отказаться от привычки готовить еду дома.
Продолжая использовать сайт tillypad.ru, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie Более подробная информация на странице Политика конфиденциальности