Финансовые отчёты от бухгалтерии, это, пожалуй, самые приоритетные мероприятия для владельца любого бизнеса. Как правило, самая важная вещь в этом отчёте — сколько вы заработали. Там по сути лишь два вывода — либо «хорошо», либо «плохо». А если «плохо» уже на протяжении долгого времени, что делать? Где найти дыры? Чем их залатать? Как узнать, откуда они взялись?
К сожалению, многие собственники не могут себе позволить иметь штатного финансового аналитика. Для этого я рекомендую помимо бухгалтерского отчёта добавить в предприятие отчёты управленческие. В чем отличие?
Бухгалтерский отчёт – это чёткая система расчётных показателей, демонстрирующих фактическое положение дел на предприятии и отражающих итоги производственно-финансовой деятельности.
Управленческий отчёт – это совокупность внутренних отчётов предприятия:
- кассовый — учёт реализации, частичный учёт денежных средств;
- калькуляция и складской учёт — учёт движения товаров, себестоимость, контроль остатков;
- расчёт валовой прибыли;
- бухгалтерия — бухгалтерский учёт, налоговый учёт;
- финансовый учёт — операционные доходы и расходы, взаиморасчеты с контрагентами.
Также управленческий отчёт отличается тем, что в нём есть анализ, планирование, контроль, вывод.
В чём преимущество такого отчёта:
1. Анализируя любой пункт планирования (выручка по кухне, выручка по бару, аренда помещений под мероприятия и т.д) и учитывая опыт прошедшего периода, вы сможете увидеть примерную картину, сколько дохода в месяц, квартал, год ваше заведение потенциально может принести.
2. Анализируя все расходы (ФОТ, себестоимость, обязательные платежи налоги, маркетинг, поддержание производства т.д), вы будете видеть планируемую прибыль, которую я бы рекомендовала тоже вписывать в план расходов. Но, как показывает практика, включать прибыль учредителей в планировании не всегда является корректным. Это зависит индивидуально от каждого заведения.
3. Вы будете полностью контролировать расходы на предприятие. И к вам не будут бегать управляющие со словами: «А я совсем забыла, нам нужно купить, оплатить, выкупить». Потому что все планируемые расходы чётко прописаны в отчётах у управляющих. Но помним, что в нашей сфере совсем исключить этого нельзя.
4. Будете лучше мотивировать персонал. Когда есть обоснованный план выручки на месяц, ваши управляющие легко составят ежедневные планы выручек для менеджеров, дневные средние чеки для официантов. Поверьте, прописать мотивационную программу для линейного персонала станет намного проще, и исчезнут мысли «а не много ли я их премирую, они же почти не работают». Я точно знаю, что у многих возникают такие мысли.
Как мотивировать персонал в ресторане, кафе или баре
5. С ежедневным анализом вам будет проще прописать алгоритм действия, если вдруг предприятие начинает недобирать до поставленного плана. Запомните, чем больше вы анализируете, тем больше правильных решений вы принимаете.
6. Вы сможете более рационально использовать прибыль — на модернизацию оборудования, развитие бизнеса.
7. В соотношении план/факт за некоторый период (квартал, полгода, год) вы будете просматривать динамику работы заведения по любым интересующим вопросам, будь то инвентаризация, затраты на обучение, питание, развоз персонала и прочее.
8. Вы можете контролировать онлайн прибыль, расходы, баланс с помощью системы
Tillypad. Удобно, не так ли? Ведь ни один из собственников не может находиться в своем заведении 24/7 и контролировать полностью весь процесс и движение вложенных средств. Когда все нужные отчеты под рукой в телефоне, вести бизнес намного проще.
9. Будет четкое понятие «закрытие месяца». Ведь вы проставите даты, когда эти план/факт будет предоставлен. Ведь в разных заведениях месяц закрывается по-разному, у кого-то в начале месяца, у кого-то в конце, у кого-то в середине. У некоторых предприятий вообще нет такого понятия. А это немаловажно для ведения любого бизнеса.
Конечно, можно назначить нескольких ответственных за отчет по вашему усмотрению: кто отвечает за себестоимость, кто за ФОТ и т.д. Но я рекомендую назначить одного ответственного управляющего, который будет взаимодействовать с главным бухгалтером, бухгалтером – калькулятором, шеф-поваром, кладовщиком. Во-первых, чтобы не случались ситуации в духе: «Я вот правильно все сделал(а), ищите ошибку у другого». А во-вторых, понаблюдаете дополнительно за компетентностью управляющего вашего заведения.
Не пускайте на самотек свой бизнес! Отсутствие образования финансиста — не повод пугаться цифр. Они могут помочь вашему бизнесу, ведь чем больше вы их анализируете, тем эффективней будет работать ваш ресторан.
Желаю вам хорошей прибыли. С уважением, Евгения Кутнюк.
Ресторанный маркетинг: онлайн продвижение ресторана (лонгрид)