Кажется, официант — несправедливо недооцененная профессия. Во время смены вы должны быть радушным хозяином, уметь читать мысли, быть крутым продавцом, акробатом с посудой, представителем службы поддержки клиентов и гастрономической энциклопедией. Несмотря на то, что официальное жалование на этой позиции невысоко, официанты могут повышать свой доход за счет чаевых.
Вот несколько советов, как улучшить навыки обслуживания, чтобы в итоге зарабатывать больше.
1. Создавайте эмоциональный контакт
Любой официант подтвердит, что во время смены голова забита тысячей разных мыслей. Задач всегда будет много, а иногда вмешивается плохое настроение, погода и другие неприятности. Но приоритет в ресторане номер один от этого не меняется. Это безупречный опыт для гостя. Поэтому работать в стиле «принял заказ — принес заказ — убрал тарелки» не получится, если вы рассчитываете на чаевые и поощрение от руководства.
Нужно ли рассказывать подробности личной жизни гостям? Конечно нет. Достаточно представиться по имени или написать на чеке «Спасибо!». Зарубежные исследования показывают, что даже такие мелочи могут увеличить чаевые на 13-23%. А самый классный способ завоевать сердце гостя — от души посмеяться вместе с ним.
2. Продавайте впечатления, а не позиции меню
Upsell — популярная технология повышения продаж, которая широко используется в ресторанном бизнесе. В попытках увеличить средний чек не стоит сразу продавать «в лоб». Намного эффективнее будет предложить гостю впечатления и новые ощущения. Сравните сами:
Не очень: «Хотите заказать бокал вина?»
Уже лучше: «К вашему стейку отлично подойдет Мальбек, этот сорт усиливает вкус и текстуру мяса. Могу я предложить бокал в дополнение к блюду? Или, может быть, хотите сначала продегустировать?»
Второй пример работает лучше, потому что вы добавляете дополнительную ценность: не просто бокал вина, а напиток, который сделает ужин вкуснее и изысканнее.
3. Не додумывайте за гостя
Распространенная ошибка начинающих официантов — предполагать, что гости пришли в ресторан и точно знают, чего они хотят. Такое предположение лишает вас маневров для дополнительных продаж. На самом деле даже привередливые клиенты могут заинтересоваться новинками меню, сезонными предложениями, вашими рекомендациями блюд.
Ни один постоянный посетитель не знает меню лучше вас. Поэтому в процессе обслуживания всегда есть возможность предложить что-то дополнительно, начиная с самых очевидных вещей — закусок и вина. Вы удивитесь, но чем очевиднее кажется предложение, тем вероятнее гости с ним согласятся.
4. Быстрее не всегда значит лучше
Наверняка вам известны «шесть шагов идеального сервиса» (девять, десять, шесть или восемь — нужное подчеркнуть). Это важная памятка для официантов, и если учесть среднее время оборачиваемости столов, то она может стать рабочим чек-листом по обслуживанию.
Например:- Поприветствовать гостей в течение 90 секунд
- Подать напитки через 5 минут
- Принести приборы через 9 минут
- Узнать, нравится ли гостю блюдо через 2-4 минуты и так далее
Соблюдение этих правил позволяет достичь оптимальной оборачиваемости столов. Однако важно помнить, что для гостей есть тонкая грань между «быстро обслужили» и «не дали спокойно поесть». Поэтому в соблюдении чек-листа не всегда нужно доходить до фанатизма.
6 инструментов для повышения лояльности гостей в ресторане
Менеджеры ресторана тоже несут ответственность за успех обслуживающего персонала. Вот несколько действий, которые помогут официантам.
1. Используйте современные технологии
Скорость и качество обслуживания сегодня во многом зависят от технологий. Поэтому выбор качественной системы автоматизации, которая поможет официантам работать лучше — ваша зона ответственности. Используя мобильный официант Tillypad, сотрудник сможет моментально отправить заказ на кухню, не отходя от гостей. Чтобы сократить лишние перемещения по залу, пречек и чек можно тоже можно распечатывать сразу у стола. Таким образом улучшается не только уровень обслуживания, но и сокращается стоимость автоматизации.
2. Проводите обучение
Чтобы сотрудники хорошо продавали, их нужно этому научить! Более того, процесс обучения должен происходить непрерывно, чтобы официанты постоянно могли улучшать свои навыки и знания. Обучать эффективной коммуникации и решению конфликтных ситуаций обязательно. Но для работы сотрудникам также важно разбираться в эногастрономии, знать правила фуд-пейринга, и, конечно, помнить как «Отче Наш» актуальное меню ресторана.
3. Отслеживайте показатели эффективности
Это можно сделать с помощью отчетов на ПОСе. Например, в Tillypad отчет по реализации по сотрудникам позволяет проанализировать выручку, полученную сотрудниками в течение отдельных торговых дней, и оценить эффективность их работы.
Анализируя эти показатели на протяжении времени, вы увидите прогресс сотрудника или, напротив, найдете слабые места. Например, по отчетам вы сможете отследить, что официант Коля не очень хорошо продает коктейли, а официант Саша хуже работает по будням, чем по выходным.
4. Стимулируйте и поощряйте
Здоровая конкуренция между сотрудниками — отличный стимул для работы. Кстати, поощрение не всегда должно выражаться в денежной форме. Прочитайте нашу статью «Как мотивировать персонал в ресторане, кафе или баре», где мы подробнее рассказываем о материальных и нематериальных способах мотивации.
Как мотивировать персонал в ресторане, кафе или баре